Помните тот ажиотаж вокруг ухода Nissan и тревожную тишину, которая повисла над его бывшим заводом в Питере? Казалось, огромное предприятие обречено на забвение. Но нет — теперь здесь собирают Lada Искру. Торжественная церемония, первые машины... Но давайте будем честными: зачем это нужно, если сам АВТОВАЗ в Тольятти работает не на полную мощность и даже думает о четырехдневке? Это стратегический ход или просто попытка хоть как-то загрузить простаивающие мощности и не увольнять людей? Давайте разбираться вместе, без глянца и речей с официальных мероприятий.
Я изучил все доступные данные, и у меня сложилось неоднозначное впечатление. Готовы посмотреть на ситуацию под другим углом?
Как это работает? Технология «матрёшки»
Петербургский завод не производит машины с нуля. Здесь налажена так называемая мелкоузловая сборка (СКД). Это значит, что из Тольятти в Северную столицу прибывают готовые машинокомплекты:
- Уже окрашенный кузов
- Полностью собранный силовой агрегат
- Все элементы салона
- Шасси и другие компоненты
Фактически, рабочие в Питере выполняют роль сборщиков сложного конструктора. Автомобили после этого проходят контроль качества и отправляются к дилерам. Важный момент: никаких отличий между тольяттинской и петербургской Искрой нет. Это одна и та же машина.
Зачем это нужно? Реальная цель проекта
Официальные лица на церемонии говорили о «партнерстве» и «новом импульсе». Но давайте смотреть на вещи трезво.
Глава АВТОВАЗа Максим Соколов прямо дал понять: главная цель — сохранение завода и его квалифицированных кадров. Проще говоря, нужно было чем-то занять огромное предприятие, чтобы не отправлять людей в массовые unpaid отпуски или под сокращение.
И здесь возникает главный парадокс: сам АВТОВАЗ недозагружен. Об этом открыто говорят и даже обсуждают переход на четырехдневную рабочую неделю в Тольятти. Получается, что один недоиспользуемый завод начинает собирать машины для другого недоиспользуемого завода. Логика с экономической точки зрения выглядит, мягко говоря, странно.
Неловкий момент: вопрос про лоббирование
Во время мероприятия журналисты спросили Соколова о роли АВТОВАЗа в нашумевшем законопроекте о пересмотре утилизационного сбора для мощных автомобилей (свыше 160 л.с.). Ответ главы компании был уклончивым: «Точно это как бы не наша история».
Это заявление лишь подчеркивает текущие приоритеты компании: она сфокусирована на выживании и решении сиюминутных проблем, а не на глобальном лоббировании отраслевых интересов.
Что в итоге? Взгляд в будущее
Запуск сборки Искры в Петербурге — это не о масштабировании производства или завоевании новых рынков. Это ситуативная мера, патч для решения социально-экономической проблемы в отдельно взятом регионе.
Долгосрочные перспективы такого проекта под большим вопросом. Сможет ли он быть рентабельным? Что будет, когда АВТОВАЗ все же выйдет на полную загрузку своих мощностей? Пока что это выглядит как история про то, как два корабля в шторм пытаются спасти друг друга, будучи сами в дырах.
А вы как думаете?
А как вы считаете, это правильная стратегия — загружать один завод за счет другого? Или есть другие пути сохранения производств и jobs в нынешних реалиях? Может, вы сами работаете в автопроме и можете поделиться своим view изнутри? Давайте обсудим это в комментариях!