Помните то время, когда выход нового фильма Marvel был настоящим событием? Очереди в кинотеатрах, всеобщее обсуждение в соцсетях, теория за теорией о том, что же будет дальше… Куда все это пропало? Последние пару лет некогда непобедимый жанр переживает не просто спад, а полноценный кризис. Кассовые сборы падают, а зрители встречают новые проекты с заметным равнодушием. Что случилось? Давайте вместе разберемся, не повторяет ли судьба супергеройского кино путь вестернов, которые когда-то тоже были королями Голливуда, а потом бесследно исчезли.
Я сам был фанатом и с замиранием сердца смотрел «Мстителей: Финал». Но сейчас, честно признаюсь, уже с трудом вспоминаю, о чем был последний сериал Disney+. Может, и вы чувствуете то же самое? Давайте поисследуем эту тему без гнева и пристрастия.
Цифры не врут: тревожная статистика провалов
Давайте посмотрим правде в глаза. Кассовые сборы последних лет говорят сами за себя. То, что еще недавно считалось бы оглушительным провалом, теперь стало печальной нормой.
Marvel: империя наносит ответный удар… самой себе
«Капитан Америка: Дивный новый мир» — один из главных символов франшизы — едва собрал $415 млн при бюджете за $200 млн. Падение на 68% во второй уик-энд — это крик отчаяния от зрителей. «Громовержцы» с сильнейшим кастом? Чуть-чуть перепрыгнули за $380 млн. Даже «Фантастическая четверка», на которую делали большую ставку, показала обвал на 66%. Единственный лучик света — «Дэдпул и Росомаха», но его успех скорее исключение, основанное на ностальгии и взрослом R-рейтинге, а не на здоровье жанра в целом.
DC: тонущий корабль без капитана
Тут ситуация и вовсе похожа на катастрофу. «Синий Жук» и «Аквамен 2» провалились в 2023 году так, что студия бросилась к полной перезагрузке. Но даже анонс нового «Супермена» — того самого, что должен был всех спасти, — встречается публикой с прохладцей и скепсисом.
Три главные причины: почему мы устали от супергероев?
Почему же так произошло? Я вижу три ключевые проблемы, которые и привели к этому кризису.
- Перенасыщение. За последнее десятилетие Marvel и DC выпустили десятки фильмов и сериалов. Зритель физически устал и перестал успевать за всеми ответвлениями вселенных. Раньше каждый релиз был событием. Теперь — это просто «еще одна серия на выходные».
- Кризис оригинальности. После грандиозного «Финала» все последующие проекты кажутся бледными копиями, вторичными и необязательными. Один и тот же шаблон: злодей, юмор, битва, победа. Фильмы перестали удивлять.
- Конкуренция со свежими идеями. Успех «Оппенгеймера» и других оригинальных проектов доказал: зритель голосует рублем за умное кино и свежие narratives. Он устал от однообразия.
Урок истории: как умерли вестерны
Это уже было! В 1950-х вестерны занимали 30% голливудского проката. Но к 1970-м от них почти ничего не осталось. Причины — как под копирку: перенасыщение рынка (50 фильмов в 1960 году!), устаревание тем и появление новых, более актуальных форматов. Супергероика повторяет этот путь с пугающей точностью.
Что дальше? Есть ли будущее у жанра?
Я не верю, что жанр умрет полностью. Но ему предстоит серьезная трансформация, если он хочет выжить.
Marvel уже объявила о сокращении числа релизов. DC пытается перезагрузиться. Вероятное будущее — это гибридизация. Успех «Бэтмена» Мэтта Ривза в нуаровом стиле или первого «Джокера» Феникса показал, что зритель готов на эксперименты. Но здесь важно не переборщить, как со второй частью «Джокера».
Жанру нужно найти новый язык, отказаться от конвейера и научиться снова удивлять. Как это когда-то сделали вестерны, переродившись в ревизионистские ленты вроде «Непрощенного».
А что вы думаете?
А как вы относитесь к нынешнему состоянию супергеройского кино? Вы тоже чувствуете усталость, или, наоборот, ждете каждый новый релиз? Как, по-вашему, что должно произойти, чтобы жанр снова стал свежим и интересным? Поделитесь своим мнением в комментариях — давайте обсудим!